В прессе Кадьяк любят называть «первым внедорожником Шкоды». Да, семиместных машин в модельном ряду чешской марки пока еще не было. Но вот внедорожные авто в 110-летней истории компании встречаются. Причем, речь идет не только о Yeti, но и нескольких ретро-моделях. С ними мы вас и познакомим.
Первый внедорожный автомобиль Skoda был построен сразу после Первой мировой войны. В качестве основы для него была использована модель 1101. Прототип получил название 1101 VO, а в серийной версии был переименован в 1101 P.
Внедорожник начали выпускать с 1947 года и поставлять для нужд армии, чей автомобильный арсенал был серьезно прорежен Вермахтом. Skoda 1100 P оснащался канистрами и держателями для пулеметов и в целом неплохо вел себя на бездорожье. Но его слабым местом было шасси от серийной легковой машины. Тем не менее, автомобиль, который получил прозвище «боевой Тюдор», был выпущен серьезным для середины 20-го века тиражом – 4 237 экземпляров. Военные активно использовали его не только в самой Чехословакии, но и в Югославии и Египте.
Заменить «боевой Тюдор» должен был автомобиль, построенный на базе прототипа Skoda 973 по прозвищу Babeta. Но в СССР было принято решение, что все армии восточного блока будут использовать один вид военного внедорожника, и им стал ГАЗ-69. Поэтому и Babeta, и следующий прототип Skoda 998, изначально предназначавшийся для фермеров, но приглянувшийся военным, так и не пошли в серийное производство.
А вот моделям Skoda Trekka и Skopak повезло больше – их стали-таки производить массово. Правда, не в Млада-Болеславе, а в буквальном смысле слова на другом конце света. Trekka выпускался в Новой Зеландии, а Skopak - в Пакистане. Пакистанцы изначально собирались производить и Trekka, но в итоге разработали свой внедорожник, больше заточенный под местные особенности эксплуатации.
Обе машины были рассчитаны на использование в странах с неразвитой дорожной сетью. В качестве базы для них было использовано шасси тогдашней Skoda Octavia (не путать с нынешней версией чешского бестселлера). Trekka и Skopak производились в основном из местных деталей, а из Чехословакии для них поставляли лишь отдельные узлы и агрегаты.
Trekka производился на протяжении 7 лет - с 1966 по 1973 годы, причем сразу в нескольких исполнениях (пикап, универсал и кабриолет). С 1971 года его также поставляли в Индонезию. Skopak выпускался всего год – с 1970 по 1971. Пакистанское правительство в связи с подготовкой к военному конфликту с Индией и отделением Бангладеш запретило поставлять из-за рубежа потребительские товары, в том числе и чехословацкие шасси для Skopak.
Растущая популярность кроссоверов и внедорожников в начале 21 века заставила Skoda всерьез задуматься о добавлении в свой модельный ряд хотя бы одного представителя сегмента SUV.В 2005 году чешская компания представила миру концепт, названный Йети, а спустя 4 года запустила его в серийное производство под тем же оригинальным именем. Yeti стал первым в современной истории внедорожником Skoda и 5-ой на тот момент моделью в линейке ее массовых машин, которая уже включала Octavia, Fabia, Superb и Roomster.
Yeti сразу приглянулся публике, в том числе и благодаря необычной внешности. Увы, фейслифтинг 2013 года стер часть харизмы «снежного человека», лишив его ярких деталей экстерьера, например, круглых противотуманных фар, которые делали кроссовер похожим на добродушного мульт-персонажа.
Йети удивлял не только интересным дизайном, но и габаритами – его длина составила всего 4,2 м, что на 22 см короче, чем у того же собрата по концерну Volkswagen Tiguan. Благодаря компактным размерам кроссовер вклинился в свободный пробел между сегментами и без труда нашел свою целевую аудиторию. А еще Yeti мог похвастаться съемными задними сидениями и 4-цилиндровым бензиновым турбодвигателем 1.2 TSI с прямым впрыском, который на тот момент был новинкой для всего концерна VW Group.
Спустя несколько лет Skoda также выпустила специальную версию Yeti для китайского рынка. По техническим характеристикам она не отличалась от европейской, зато была на целых 52 см длиннее!
Конечно, версии моделей Skoda с приставкой Scout нельзя назвать полноценными внедорожниками, но не забудем упомянуть и про них. Первая такая машина - Octavia Scout – была представлена в 2007 году и сразу понравилась публике. При ее создании чешская компания вдохновилась примером конкурентов и успехом таких авто, как Subaru Outback, Volvo XC70 или Audi (А6) Allroad. Octavia Scout получила пластиковую защиту кузова, увеличенный дорожный просвет (179 мм – на 40 мм больше, чем у Octavia 4х2 и на 16 мм больше, чем у Octavia 4x4). Версия Scout сохранилась у Октавии и после смены поколений.
В 2006 году Skoda выпустила Roomster Scout, а в 2009 – Fabia Scout. Первая канула в Лету вместе с самим MPV, а вторая не пережила смены поколений модели. Для флагмана Superb была предложена версия Outdoor. Правда, «внедорожной» в ней оказалась только дополнительная защита кузова. То же самое можно сказать и о Rapid Scoutline (2015 год) и Fabia Scoutline (2016 год).
В ближайшем времени в модельном ряду Skoda должен появиться компактный внедорожник, который будет еще меньше Yeti. Поговаривают, что основой для модели может послужить Fabia.
Йети в следующем году должен обновиться и немного «подрасти» до размеров своего собрата по концерну Seat Ateca. У Skoda KodiaQ в обозримом будущем появится спортивная версия в кузове купе. Сначала её будут продавать в Китае, но при хороших показателях спроса она может доехать и до европейских и российских поклонников Шкоды.